Главная / Статьи / Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

«В эпоху развития промышленного шпионажа уже не так важно знать о ноу-хау (know-how), нежели знать о ноу-ху (know-who

 В современной экономической ситуации, в условиях жесткой конкуренции на рынке вопрос защиты коммерческой информации как никогда актуален. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим правовое положение коммерческой информации ФЗ «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (далее – ФЗ «О коммерческой тайне»). Лица, разгласившие коммерческую тайну, несут предусмотренную законом ответственность (уголовную, административную, дисциплинарную и гражданскую).

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» под коммерческой тайной понимается -  режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Таким образом, для того чтобы в отношении информации был введен режим коммерческой тайны необходимы три условия: коммерческая ценность информации, её неизвестность и недоступность для третьих лиц и особый акт (нормативно-правовой или локальный), посредством которого устанавливается правовой режим коммерческой тайны. Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ «О коммерческой тайне» право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации. Таким образом, в отношении информации, которую обладатель может признать коммерческой тайной действует общедозволительный тип правового регулирования, т.е. обладатель информации может в отношении любой информации ввести режим коммерческой тайны, кроме информации, которая в соответствии с законом не может относиться к коммерческой информации. Статьей 5 ФЗ «О коммерческой тайне» предусмотрен открытый перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

В отношении информации, составляющей коммерческую тайну при раскрытии информации третьим лицам законодатель предусматривает три термина: передача, предоставление и разглашение. Передача и предоставление коммерческой информации являются законными способами раскрытия информации и различаются субъектами, которым данная информация предоставляется. Так, если термин «передача информации, составляющей коммерческую тайну» используется в отношении передачи информации контрагентам, то под «предоставлением коммерческой информации» понимается раскрытие информации органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления. Только «разглашение информации» является основанием для привлечения к предусмотренной законом ответственности. В соответствии с п. 9 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» под разглашением информации, составляющей коммерческую тайну понимаются действия или бездействия, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Для того, чтобы обладатель информации в дальнейшем смог защитить свои права ему необходимо предпринять меры для охраны конфиденциальности информации. Так, в соответствии со ст. ст. 10-11 ФЗ «О коммерческой тайне» данные меры должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства);

6) ознакомление под расписку работника, доступ которого к этой информации, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, необходим для исполнения данным работником своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;

7) ознакомление под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

8) создание работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Также возможно применение других не запрещенных законодательством мер для охраны коммерческой тайны. И только после принятия данных мер с должно степенью разумной достаточностью, которая исключала доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия обладателя и обеспечивала возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны, режим коммерческой тайны считается установленным.

В соответствии с ч. 2 ст. 183 Уголовного кодекса РФ ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну без
согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе составляет до трех лет лишения свободы. Согласно ч. 3 ст. 183 Уголовного кодекса РФ те же деяния, причинившие крупный ущерб (свыше  одного миллиона пятисот тысяч рублей) или совершенные из корыстной заинтересованности могут повлечь до 5 лет лишения свободы. Часть 4 ст. 183 УК РФ предусматривает, что в случае наступления тяжких последствий срок лишения свободы может составлять до 7 лет. Тяжкие последствия относятся к категории оценочных признаков и определяются, исходя из конкретных фактов и обстоятельств (таковыми могут признаваться банкротство предприятия, массовые увольнения рабочих, голодовки со смертельным исходом и т.п.).

В случае, если деяние совершенное лицом не попадает под состав преступления, предусмотренный Уголовным кодексом (отсутствие прямого умысла или преступление совершено лицом, которому коммерческая тайна стала известна из профессиональных обязанностей) ответственность может возникать на основании ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за разглашение информации с ограниченным доступом. Такое разглашение лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Помимо привлечения к уголовной или административной ответственности у владельца коммерческой информации есть возможность привлечения нарушителя к гражданско-правовой ответственности. Так, в соответствии с п. 1 ст. 1472 Гражданского кодекса РФ нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства обязано возместить убытки, причиненные нарушению исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом. Таким образом, обладатель информации может предоставить доступ к информации, составляющей коммерческую информацию, третьему лицу (контрагент, работник) на основании гражданско-правового договора, в котором предусмотреть возможность привлечения третьего лица к ответственности в виде выплаты соответствующих штрафов за разглашение коммерческой тайны.

Кроме того, необходимо помнить, что согласно п. 2 ст. 1472 Гражданского кодекса РФ лицо, которое использовало секрет производства и не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, в том числе в связи с тем, что оно получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке, не несет ответственность в соответствии с п. 1 ст. 1472 Гражданского кодекса РФ.

Также необходимо иметь в виду, что к ответственности за нарушение исключительного права на секрет производства (статья 1472 ГК РФ) может быть привлечено любое лицо, разгласившее сведения, составляющие секрет производства (или допустившее иные нарушения исключительного права), в том числе публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), если его орган, получивший доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласил (статья 14 Федерального закона "О коммерческой тайне")[1].

Помимо всего прочего, за разглашение коммерческой информации работодатель может привлечь работника к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения. Согласно пп. в п.6 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае разглашения работником охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что в настоящее время действующим законодательством ответственность за разглашение коммерческой тайны регулируется достаточно комплексно, и у обладателей коммерческой информации существуют правовые инструменты для охраны и защиты своих прав и свобод.



[1] П. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" .