Главная / Частным клиентам / Оспаривание действий чиновников

Споры, вытекающие из публичных правоотношений

Согласно ч.2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. С 15 сентября 2015 года все споры, вытекающие из публичных правоотношений, рассматриваются по правилам, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ). Сложность в ведении процесса в данных делах заключается в том, что административным ответчиком всегда является властный субъект. Именно поэтому в судебном производстве бремя доказывания недобросовестности административного истца возлагается на административного ответчика.  Юридическая природа дел, возникающих из публичных правоотношений, заключается в том, что при их рассмотрении суд разрешает спор о праве, возникший между гражданином и органом государственной власти, местного самоуправления, должностным лицом. Главное здесь заключается в том, что  безотносительно к характеру правовых отношений, которые существуют между представшими перед судом субъектами (конституционные, административные или финансово-правовые), лицо, так или иначе находится в определенной зависимости от определенной властной структуры, ее органов и должностных лиц. И действиями этой структуры, как полагает заявитель, нарушаются его права и свободы.

Согласно КАС РФ административными стали некоторые дела, которые до введения в действие КАС РФ рассматривались в порядке искового, приказного или особого производства. Например, дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, которые до введения КАС РФ рассматривались в порядке искового производства. Еще один пример - дела о взыскании налогов и иных обязательных платежей с физлиц в случаях, предусмотренных федеральным законом. До вступления в силу КАС РФ, если налоги и обязательные платежи взыскивались с граждан, которые не являлись ИП, налоговые органы вправе были обратиться в суд общей юрисдикции для выдачи судебного приказа (ст. 48 НК РФ и ст. 122 ГПК РФ), только если нет спора о праве.

К административным делам отнесены и дела о прекращении деятельности СМИ, тогда как ранее подобные дела рассматривались в рамках искового производства.

Возможно, многим гражданам покажется, что данные вопросы находятся вне сферы их интересов и им никогда не придется участвовать в подобных процессах. И, тем не менее, это не так. Подобные вопросы могут возникнуть не только у людей с активной гражданской позицией, но и у любых других граждан. Например, гражданину может понадобиться оспорить решение призывной комиссии об его призыве на военную службу. Или предпринимателю может понадобиться оспорить решение должностных лиц о сносе или переносе его ларька. Причины для оспаривания решений должностных лиц или действий органов местного самоуправления могут появиться в любой момент, и ни один гражданин не застрахован от произвола, ошибки или неправомерных решений государственных служащих.

Одной из отличительных особенностей КАС РФ является новелла о необходимости наличия для представителя в суде высшего юридического образования. В компании «Ависта», задолго до введения данного положения, юридическая помощь по спорам, вытекающим из публичных правоотношений, оказывалась исключительно специалистами с высшим юридическим образованием и богатым практическим опытом. Обращаясь к нам Вы получаете качественную юридическую услугу и гарантированный результат в решении своей проблемы.